Методы
Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.
Работа с ассоциациями
Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.
Цепной метод
Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.
Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.
Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.
Зрительные ассоциации
Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации.
Акровербальный метод
Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника.
Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается.
Для дошкольника эйдетическое восприятие- это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания.
В отличие от традиционной системы, эйдетика учитывает естественные процессы развития ребенка. Дошкольник усваивает новый материл с удовольствием.
Метод эйдетики построен на простом принципе.
Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Основные принципы данной методики основаны на следующем:
- Необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месте, может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);
- Постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое, что помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);
- Мысленной и зрительной прорисовки любого предмета, явления;
- Использование техники запоминания точной информации (мнемотехники).
Метод Эйдетика воспитатели могут использовать не только в познавательном, но и в речевом развития дошкольников. Заниматься с ребенком, используя игровые упражнения метода эйдетика можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.