«Тактильные карточки»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

  Моя история началась обычным будним утром в обычной группе детского сада. Я обратила внимание, что детям сложно запоминать цифры, стихотворения, пересказывать рассказы, сказки и задумалась, как среди множества современных инновационных технологий и методов выбрать наиболее эффективный для развития памяти. И я нашла такую технологию – это «Эйдетика» (более подробно о этой технологии вы можете узнать в разделе «Общая информация»).

  Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

 Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника (более подробно об этих техниках вы можете ознакомиться в разделе «Методы эйдетики»).

И на основе ассоциативной техники мною были разработаны и созданы «Тактильные карточки».

Решение создать такие карточки возникло не случайно. Для темы «Одежда» мной был изготовлен альбом с различными видами ткани. И дети с огромным интересом его изучали.

И я задумалась о создании пособия, которое можно использовать не только по одной определённой теме, но и в течении всего учебного года. Так и появилась идея пособия «Тактильные карточки».

   На основе развития тактильных ощущений формируется творческое воображение детей, мышление внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная память – это способность запоминать ощущениями от прикосновения к различным предметам. Взрослые, зачастую излишне опекая детей, не разрешают ребёнку трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребёнок в дошкольном возрасте должен «пропустить весь мир через себя, свои ощущения». Недостаточное развитие такой деятельности ребёнка затормаживает творческое развитие. В связи с этим я использую в своей практике нетрадиционное дидактическое пособие «Тактильные карточки».

Методическая ценность пособия

При создании «Тактильных карточек» я поставила перед собой следующие задачи:

1 Развитие тактильных ощущений, а, следовательно, развитие тактильных зон коры головного мозга. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Фиксация новых ощущений, их анализ: игра «Что это такое?», «Из чего сделано?», «Тебе приятно? Почему?».
2 Развитие тактильной памяти: игра «Найдите такую же карточку», «Чудесный мешочек»
3 Развитие воображения для становления творческой личности: «С какими ситуациями связываются те или иные ощущения». «Расскажите о них» — игра «На что похоже?»
4 Развитие речи, словарного запаса ребёнка в дидактических упражнениях: «Расскажите, что наклеено на карточку», «Где вы видели такое раньше?». Задача: использование качественных прилагательных, сравнений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
5 Совершенствование мелкой моторики. Задания: погладь обеими руками карточку, тебе нравится, почему? Что ты ощущаешь?
6 Использование как наглядного пособия на занятиях по ознакомлению с природой, по ознакомлению с окружающим, во время игр экспериментирований.
7 Функциональное назначение карточек как условие развёртывания сюжетно — ролевой игры, и даже режиссёрской игры в старшем и подготовительном к школе возрасте, конструктивной игры – с младшими детьми. карточки блестящие – это красивый забор, из палочек — забор, карточки с камушками – это ручей или лед, карточки с мехом – это кошечка, карточки с ракушками–это мостик, улитка.
Занятия с «тактильными карточками» проводятся индивидуально или по подгруппам (2-4 детей).

 

 

 

 

 

 

Реализация данных задач проходит в двух направлениях:

  • Взаимодействие с воспитанниками и педагогами.

Так как тема очень интересна и актуальна для меня и педагогов моего дошкольного учреждения, я провожу для них мастер-классы. Рассказываю им о приёмах работы в разные возрастные периоды, показываю, как можно самостоятельно создать «Тактильные квадраты» и какие дидактические упражнения можно выполнять, работая с данным пособием.

  • Взаимодействие с родителями.

Родители активные участник образовательного процесса. Для успешной работы познакомила родителей со своей педагогической находкой, объяснила ее значение, познакомила с правила проведения с детьми игровых упражнений в домашних условиях. Например, дать ребёнку карточку с наклеенной на него красной бархатной бумаги и спросить о чём он подумал? (Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет. Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета. Я подумал о пляже, потому что летом песок такой же на ощупь и т.д.). (Больше информации об играх и упражнениях вы найдёте в разделе «Игры и упражнения»).  Я предложила родителям создать по 1-2 тактильной карточке для нашего пособия. Таким образом, включаясь в творческий процесс, члены семьи вступают в настоящее творческое общение, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать новое о своих детях, их способностях, стать ближе друг к другу.

Работа с «Тактильными карточками»

Работа с «тактильными карточками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с карточками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию. Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать карточку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными.
Используются такие приемы:
— обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый.
— сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: пушистый,
колючий, гладкий нахождение дощечки по описанию.
Второй этап.
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения.
Задачи:
— совершенствовать запоминание;
— развивать внимание, терпение, творческое воображение;
— поддерживать интерес к действиям с карточками;
— учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать карточку и картинку;
— обогащать словарный запас существительными разного рода и числа;
— учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; —
— создавать эмоциональное настроение.
На втором этапе развивают умение детей соотносить поверхности карточек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; шероховатая – сердитая, колючая, злая, грубая. Теперь вы назовите эмоциональное состояние карточки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный). Камушки? (грустный, холодный).
Например: ребенку закрывают глаза, дают пощупать карточку с мехом, и просят:
— найти среди нескольких других такую же;
— разложи карточки по степени гладкости, ворсистости их поверхности (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 карточки, а в старшем 5-6 штук);
— найди карточку, похожую на котика, ежика;
— найди самую злую карточку;
— самую добрую;
— самую грустную.
Третий этап
Цель:
совершенствовать все виды памяти; сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать положительный эмоциональный фон.

Эйдетика ассоциируется у меня как открытие нового, интересного, познавательного, так и запоминанием этих моментов.

А с чем Ассоциируется Эйдетика у вас?