«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Моя история началась обычным будним утром в обычной группе детского сада. Я обратила внимание, что детям сложно запоминать цифры, стихотворения, пересказывать рассказы, сказки и задумалась, как среди множества современных инновационных технологий и методов выбрать наиболее эффективный для развития памяти. И я нашла такую технологию – это «Эйдетика» (более подробно о этой технологии вы можете узнать в разделе «Общая информация»).
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника (более подробно об этих техниках вы можете ознакомиться в разделе «Методы эйдетики»).
И на основе ассоциативной техники мною были разработаны и созданы «Тактильные карточки».
Решение создать такие карточки возникло не случайно. Для темы «Одежда» мной был изготовлен альбом с различными видами ткани. И дети с огромным интересом его изучали.
И я задумалась о создании пособия, которое можно использовать не только по одной определённой теме, но и в течении всего учебного года. Так и появилась идея пособия «Тактильные карточки».
На основе развития тактильных ощущений формируется творческое воображение детей, мышление внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная память – это способность запоминать ощущениями от прикосновения к различным предметам. Взрослые, зачастую излишне опекая детей, не разрешают ребёнку трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребёнок в дошкольном возрасте должен «пропустить весь мир через себя, свои ощущения». Недостаточное развитие такой деятельности ребёнка затормаживает творческое развитие. В связи с этим я использую в своей практике нетрадиционное дидактическое пособие «Тактильные карточки».
При создании «Тактильных карточек» я поставила перед собой следующие задачи:
Реализация данных задач проходит в двух направлениях:
- Взаимодействие с воспитанниками и педагогами.
Так как тема очень интересна и актуальна для меня и педагогов моего дошкольного учреждения, я провожу для них мастер-классы. Рассказываю им о приёмах работы в разные возрастные периоды, показываю, как можно самостоятельно создать «Тактильные квадраты» и какие дидактические упражнения можно выполнять, работая с данным пособием.
- Взаимодействие с родителями.
Родители активные участник образовательного процесса. Для успешной работы познакомила родителей со своей педагогической находкой, объяснила ее значение, познакомила с правила проведения с детьми игровых упражнений в домашних условиях. Например, дать ребёнку карточку с наклеенной на него красной бархатной бумаги и спросить о чём он подумал? (Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет. Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета. Я подумал о пляже, потому что летом песок такой же на ощупь и т.д.). (Больше информации об играх и упражнениях вы найдёте в разделе «Игры и упражнения»). Я предложила родителям создать по 1-2 тактильной карточке для нашего пособия. Таким образом, включаясь в творческий процесс, члены семьи вступают в настоящее творческое общение, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать новое о своих детях, их способностях, стать ближе друг к другу.
Работа с «Тактильными карточками»
Эйдетика ассоциируется у меня как открытие нового, интересного, познавательного, так и запоминанием этих моментов.
А с чем Ассоциируется Эйдетика у вас?