Игры с «Тактильными карточками»

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Занятия на моторику способствуют развитию речи.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также:
1.  Учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими;
2.  Несут терапевтический эффект — успокаивают, положительно влияют на
эмоциональное состояние ребенка;
3. Учат концентрации внимания, сосредоточению;
4.  Развивают координацию движения, пространственное
ориентирование; способствуют логическому мышлению.

Найди пару

Предложить детям рассмотреть карточки, потрогать их и определить какие они  на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Найди не похожие карточки

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Угадай на что (кого) похоже

Эта игра для детей 5-7 лет
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий — как лягушка.

Опиши на ощупь

Ребенок ощупывает карточку. Подбирает сначала как можно больше
существительных, затем — как можно больше прилагательных. Например: карточка с мехом, существительные — кот, лиса, медведь, шуба, тапочки, ковёр, одеяло, плед, одуванчик. Прилагательные — пушистый, мягкий, лёгкий, тёплый, нежный, приятный, воздушный.

Угадай, из чего сделан предмет

На столе находится тактильные карточки. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан. Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Узнай фигуру

На столе находится набор карточек, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать карточку через салфетку, определить и назвать геометрическую фигуру.

Ассоциации

Предлагаю детям ощупать карточку и найти ей пару из имеющихся
предметов. Не просто найти пару, а рассказать, почему ты выбрал именно этот предмет. Мягкий, как шерстка кота, так хочется погладить. Ребенок гладит при этом может рассказывать о своем домашнем питомце или читать стихотворение и т.д

«Придумай сказку»

Ребята придумывают сказку с использованием ощущений полученных от карточек. Для начала предлагаю исследовать карточки, найти героев и придумать сказку в зависимости от поверхности карточек.

Наоборот

Предлагается последовательно выкладывает карточки от самой приятной на ощупь до самой неприятной (или наоборот) и красочно с использованием прилагательных объяснить свой выбор. Мягкая (у меня есть мягкий Мишка, я люблю с ним спать) Пушистая (как мой бубон на шапке) и так далее. Если у детей не получается подбирать слова используются наводящие вопросы.

Признаки

А в этой игре карточки нужно выкладывать последовательно, причем
каждое следующее окошко похоже на/или отличается от предыдущего по одному или нескольким признакам. Ракушки круглые и шершавые, камешки круглые, но гладкие, а в этом окошке много маленьких овальных зернышек.

С картинками

Ребенок ощупывает карточку и подбирает к ней картинки. В игру можно играть (с открытыми или закрытыми глазами). Ребенок подбирает к каждой карточке предметную картинку и объясняет, почему именно эту. Ребёнок закрывает глаза ощупывает карточку и по памяти называет картинку.